19 сентября 2019
четверг

Вокруг Петербурга

Сообщить
информацию

Главное Политика Общество Происшествия Культура История Спорт Погода

Эксперимент над Шукшиным

21.02.2017 20:21


Режиссер Роман Смирнов, известный петербургской публике по эксцентричной трилогии "Квартирник", "Тень города", "Жар", пошел на эксперимент в постановке по произведениям Василия Шукшина "Охота жить".



То, что в пьесе связаны линии и действующие лица из разных рассказов, само по себе не ново, ведь и Шукшин в фильме "Живет такой парень" объединил рассказы "Коленчатые валы", "Классный водитель", "Гринька Малюгин" и "Внутреннее содержание". Но Смирнов решил охватить еще больше сюжетов, при этом не найдя в них ни главного героя, ни начала, ни конца в привычном смысле. Премьерные показы состоялись в мае и июне 2016 года на сцене Театра сатиры на Васильевском.

Несмотря на общее веселое настроение в зале, зрители воспринимают пьесу неоднозначно, и первое, что вызывает вопросы, - это продолжительность (более 4 часов). Здесь сразу на ум приходят афоризмы "Лучше скажи мало, но хорошо" и "Много говорить и много сказать не одно и то же".

Второе - то, что автор, нацелившись на создание спектакля об "оттепели", в итоге сделал из него нечто ирреальное. Мы видим много атрибутов советского быта, слышим разговоры о советской современности, но все время остается чувство искусственной перенесенности актеров и зрителей в параллельный мир. Просится на ум слово "пасторальность". Ведь советская действительность, тем более сельская, была разной, порой она была окрашена в очень мрачные тона. Здесь же настолько сглажены острые углы, что злодеев среди героев нет, а в конфликтах и трагедиях они все время будто винят не кого-то и не себя, а нечто свыше. Видимо, задумка была в том, что такое мировоззрение дает силы выдерживать испытания, но современного человека оно порой только раздражает.

Драматург явно симпатизирует непутевым персонажам, которые в душе остаются детьми, но при этом то и дело озадачиваются глобальными вопросами: существованием бога, своим местом во Вселенной, причиной супружеских измен, микробами, рефлексами Павлова, судьбой героя соцреалистической пьесы. Можно сказать, что они знают жизнь и в той или иной мере обладают житейской мудростью. Например, участковый, который так комичен в сцене с уколами, совсем по-другому, драматично раскрывается в разговоре со сбежавшим заключенным. Или местный священник - это не фанатик, мыслящий в пределах догм и ничего другого не признающий, а живой и глубокий мыслитель, понимающий, что еще многого не постиг, стремящийся к этому и открытый к общению. Но в то же время всем им не хватает внутреннего стержня, без которого они так никогда и не повзрослеют. Такие люди трогательны на сцене, в жизни же они весьма проблемны.

Очень удачно обыграны забавные моменты - это показ мод, попытки ленинградской журналистки взять интервью, нелепые сиреневые сапоги, которыми герой хотел порадовать супругу. Есть и совсем душераздирающие, один из ярких примеров - разговор старика с покойной женой о его страшном сне.

В спектакле хорошо показаны родственные узы: все любят своих близких, хотя есть и конфликт поколений, и трения между супругами, и неприятие свекром невестки. Но над всем главенствует истина, высказанная еще Львом Толстым: не нас любят за то, что мы хороши, а хороши те, кто нас любит.

Но в то же время на протяжении всего спектакля ощущается нотка щемящей тоски, видимо от того, что