25 июня 2022
суббота

Вокруг Петербурга

Сообщить
информацию

Главное Политика Общество Происшествия Культура История Спорт Погода

Тридцать восемь с половиной минут

14.10.2019 12:00


Американский композитор Джон Кейдж в сочинении "4,33" заставил публику слушать тишину 4 минуты 33 секунды. Саксофонист и импровизатор Сергей Летов за 38 с половиной минут смог представить краткий курс истории музыки от античности до наших дней.


Тридцать восемь с половиной минут


Сергей Летов дал сольный концерт в клубе "Убежище" в Петрозаводске. За 38 с половиной минут Сергей Летов смог представить краткий курс истории академической музыки, рассказать о системах конфликта поэта и общества в разные эпохи и дать картину современной жизни в искусстве. Кроме того, мы узнали о том, как Сергей Курехин провоцировал Летова прыгать с саксофоном через планку на секретных Олимпийских играх и о том, как музыканта приглашали стать участником кладбищенской музыкальной команды.

Сергей Летов - музыкант, саксофонист, композитор, импровизатор. Был участником знаменитой "Поп-механики" Сергея Курехина, играл с братом Егором Летовым в его группе "Гражданская Оборона", писал музыку к фильмам и спектаклям, снимался в кино. В разное время работал с музыкантами Алексеем Борисовым и Иваном Соколовским, группой "ДК", Валентиной Пономарёвой, группой EXIT project, "Рада и Терновник".

- Композитор Джон Кейдж в 1952 году написал сочинение "4,33", во время исполнения которого не издается ни звука. Сейчас такое возможно?

- Я думаю, возможно. Все зависит от контекста, от того, что ситуация требует от художника или музыканта. Если ты играешь в баре, например, с названием Depeche Mode, где звучит с утра до ночи музыка группы Depeche Mode, то у тебя немножко другая художественная задача. За барной стойкой продолжается распитие разной крепости напитков, люди разговаривают, с девушками знакомятся. Наверное, исполнять "4 минуты 33 секунды" будет в этом баре не совсем правильным решением. Произведение просто не заметят, что невозможно для деконструкции Джона Кейджа, который, по сути, ведь не художник. Это инженер, который увидел, что академическая европейская музыка сплошь состоит из условностей и чудовищных пережитков прошлого. Для человека, жившего на Диком Западе, в Америке, все эти условности кажутся отжившими и нелепыми. И достижения Джона Кейджа связаны с доведением до абсурда той условной академической европейской музыки, которая существовала в середине ХХ века. Он деконструктор, разрушитель. У Джона Кейджа очень интересно читать ремарки, сами его сочинения, но слушать его не очень интересно. Ему поклоняются люди, которые хотят что-то разрушить, сломать, поломать, выскочить из традиции, системы. Если традиция чужда, надо ее отринуть - вот ситуация Джона Кейджа.

- Вы были участником группы "Поп-механика" Сергея Курехина. Он тоже мог позволить себе быть деконструктором?

- Ситуация Сергея Курехина была иной. В 1980-е годы советская художественная жизнь совершила практически полный оборот - Советский Союз заканчивался. Ощущение близящегося конца еще не осознавалось советскими людьми, им казалось, что будет новый виток, что мы подошли к какой-то точке и начнется что-то другое. Но этот карточный домик распался. Задача Курехина заключалась в постмодернистском глумлении над условностями позднесоветской системы. Это, по сути, концерт 10 ноября ко Дню милиции, в котором перепутаны коды. Песня "Партия - наш рулевой", которую исполнял Георг Отс, звучит не в том порядке, с матросским танцем "Яблочко" и шутками каких-нибудь юмористов. Всё нарушено. И в этом нарушении содержится иронический взгляд с небольшим чувством превосходства, но достаточно веселый и беззлобный. Вот это - "Поп-механика", карнавал расставания с иллюзиями большого стиля, который уже не воспринимается как что-то родное, а воспринимается как нечто уходящее в прошлое. Есть параллели между Кейджем и Курехиным, но они находились в разных ситуациях. У Кейджа были иллюзии, напоминающие движения современных экологистов, он грибы собирал, увлекался модным дзен-буддизмом, а сейчас девушки фотографируются в полуголом виде и дзен-буддистские цитаты посылают в "Инстаграм". Та или иная степень модной элитарности преходяща.

- На одном из выступлений "Поп-механики" Сергей Курехин решил, что музыканты должны не только играть музыку, но и прыгать в высоту. Вы решились бы прыгать с саксофоном?

- Я ужасно боялся. Дело в том, что Курехин мне сказал, что это секретные Олимпийские игры, надо прыгать. У меня был альт-саксофон, было жалко его. Дело в том, что Курехин умудрился внушить мне, что обязательно надо прыгать. Другие-то музыканты прыгали! Например, братья Сологубы. Точно знаю, что Витя Сологуб прыгал в высоту, падал на мат. Если бы я так прыгал с саксофоном, от него бы ничего не осталось. Курехину важно было не то, прыгну я или нет, а важно было создать во мне ощущение страха. Разрушить во мне концертную ситуацию: вот человек выходит на сцену, играет и, довольный, уходит со сцены. Курехину важнее было поставить человека в сложное положение и посмотреть, что он будет делать в крайне дискомфортном тревожном состоянии. Вообще "Поп-механика" в значительной степени - это психическое испытание. И не всегда только для публики, но зачастую и для артистов. И таких историй было немало. Например, мы выступали в одном из концертов, где была укротительница удавов, и она была беременна, на 6-м или 7-м месяце, а удав весил 80 кг. И она говорила, вот сейчас рожу на сцене - будет вам. У этих удавов, помню, пластырем медицинским были завязаны пасти, чтобы они никого из нас не погрызли. "Поп-механика" - это была некая борьба со смыслом, здравым смыслом, психическим здоровьем и вообще комфортным состоянием человека.

- Что-нибудь новаторское сейчас происходит в музыке?

- Сейчас для существенного круга музыкантов, которым тесновато в рамках поп-культуры, наступили нелегкие времена. С 1950-х и до второй половины 80-х годов было время модернизма. Были прямые аналогии между изобретательством, миром науки и движением в мир искусства. Можно было говорить об авангарде. Эта модель не работает в нашем случае, потому что современное общество никуда не идет, оно топчется на месте. Может ли у него быть авангард? Топтание на месте или бессмысленный бег по кругу. Поэтому, наверное, сейчас и фигуры вроде Курехина или Джона Кейджа были бы неуместны. Во всяком случае, не вызывали бы того ажиотажа и энтузиазма, как 30-40 лет назад.

После 1985 года фри-джазовые музыканты в США уже не воспринимаются как авангард джаза. Их перестают приглашать на джазовые фестивали. Они уже в подполье, уже это музыка не для всех. Как говорят женщины, кино на любителя. Властителям дум уже понятно, что это никакой не авангард, за которым будут пристраиваться окружающие. Началось движение в сторону слушателя, что ли. Уже артисты никуда никого не ведут. У них отсутствуют принципиально новые идеи, которые они могут навязать обществу как значимые. Через 10 лет это произошло и в Европе. Во второй половине 1990-х музыканты-новаторы начинают заменяться на этнических музыкантов. Можно перетасовать колоду карт, и у нас будет одновременно и сибирский шаман, и африканский барабанщик, индонезийский гамелан и какой-нибудь аккордеонист с Корсики. Они найдут общий язык и позабавят на какой-то момент публику. Вот в чем разница. Если раньше это революционная борьба была, то теперь это - позабавить публику.

Многие музыканты хотят, чтобы все это вернулось, чтобы можно было бы заниматься своими художественными экспериментами. И чтобы общество продолжало оплачивать это, как в 1950-70-х годах. Чтобы о них писали в газетах, показывали по ТВ, и они были в центре устремлений общества. Но, к сожалению, время прошло. Общество никуда не стремится. Вряд ли повышение благосостояния и уменьшение платы за квартиру могут стать какой-то гигантской целью, ради которой нужно чем-то жертвовать. Интересы стали частными, все приземлилось, уменьшилось. И мы возвращаемся из глобальной эпохи романтизма в эпоху ремесленничества.

- Что это значит?

- У романтиков существовало представление о том, что есть поэт, а есть чернь. Поэт - пророк, общество не может его понять, только после его смерти люди осознают, с каким гением они дышали одним воздухом и жили в одной стране. Вот это романтическая концепция. А есть другая концепция, где композитор - это ремесленник. У него 21 ребенок, детей нужно содержать, поэтому нужно писать кантаты, репетировать с хором и оркестром и представлять их каждую неделю. И при этом еще что-то писать, заниматься с учениками. Это история Иоганна Себастьяна Баха, композитора-ремесленника. А XIX век - это уже другой конфликт. Поэт стоит выше черни, ему всё можно. Ему можно иметь четырех детей, которые нарожала ему жена дирижера, и своего коммивояжера, который представляет его оперы. Это история Рихарда Вагнера. Ему можно занимать деньги и не отдавать их, давать ложные советы королям. Всё равно он великая личность, а публику он презирает.

Сейчас мы, мне кажется, возвращаемся в ту позу ремесленника, которая была в предромантическую эпоху, когда композитор был слугой, одевался в ливрею, музыканты одевались во фраки, это одежда слуг. Мы возвращаемся в эпоху, когда музыкант - это человек из сферы обслуживания: олигархи заказывают, он создает. Или, допустим, дружит с министром чего-то и тот может заказать ему что-нибудь полезное. Или про уменьшение выбросов диоксида углерода в атмосферу. Или какую-нибудь оперу, которая прославляла бы отказ от одноразовой пластиковой посуды или говорила бы о повышение толерантности. Например, музыкальное сочинение, в котором отражались бы идеи основных миграционных потоков (ислама, буддизма). На это можно получить неплохой общественный заказ.

- О чем бы сейчас писал, например, Виктор Цой?

- Я не знаю, что было бы с человеком, если бы. Все случилось именно так. В современном обществе человек сильно зависит от государства, от институций. Есть такое представление, что музыкальное искусство делится на три больших сегмента: классическая музыка, поп-музыка и саунд-арт. По принципу, где живет музыка и чем кормится музыкант. Академическая музыка где живет? В консерваториях. Кто кормит? Министерство культуры. Зависит ли оно от слушателя? Нет. Главное, поддерживать людей, которые там кормятся, в определенных рамках и не пускать посторонних. Второй сегмент - широко понимаемая поп-музыка. Это музыка, которая зависит от слушателя. Слушатель платит деньги, и это является для музыканта основным источником его дохода. Сюда же попадают рок и джаз, потому что они получают в современном обществе доходы от проданных билетов и пластинок. Здесь могут быть и радикальные авангардисты, которые тоже не находятся у того корытца, в котором чиновники переправляют им средства. И третий вид - саунд-арт. Он живет в картинных галереях. Там музыкантов снабжает мир искусства. Это особый вид художества, в котором важна не форма, а фактура. Многим саунд-арт мог бы показаться авангардным видом творчества, но он не является таким на самом деле. Это просто заполнение определенной ниши.

- Часто ли вам приходилось испытывать катарсис на концертах?

- Связано ли состояние музыканта на сцене, его переживание, с качеством музыки, которую он создает? Не сказал бы, что между этими двумя сторонами реальности существует связь. В нашем обществе, где рефлексия по поводу искусства и музыки очень ограничена у рядового слушателя, я поясню: большинство считают, что тот, кто поет песню, ее и сочинил.

Проблема в том, что русская культура во многом логоцентрична. Наиболее важным в культуре является слово. Будет это слово произнесенным или спетым - не так, собственно, и важно. И человек часто не различает авторов. Если слово пропето, неважно в каком качестве, то оно может превратиться во что-то очень важное и восприниматься как музыка, даже если музыкальных достоинств особо нет. Я не сказал бы, что русская культура специальная. Мы просто являемся наследники античной культуры, в которой тоже логос был во главе всего. Исторически, когда представляли трагедии Софокла, Еврипида и Эсхила, актеры ничего не декламировали. Они пели и танцевали. Древнегреческая трагедия - это мюзикл того времени. И важная деталь: трагедию смотрело все население города. Это был не элитарный жанр, для умных, всё свободное население вмещалось. Какое искусство сейчас смотрело бы абсолютное большинство народа? Это концерт ко Дню милиции. Там есть всё. И матросский танец "Яблочко", и выступление артистов и певцов. Уже потом в среде европейских аристократов родилось представление о музыке как особом жанре искусства. Развилось оно в определенном смысле под влиянием церкви. В церковной музыке текст ничего не значил, он был один и тот же все время, да еще на латыни, непонятном языке. Постепенно его значимость исчезла. И в результате возник отдельный жанр музыки для высоколобых любителей, для аристократов. Это ситуация академической музыки в XVII- XVIII веках. В оперу XVII века ходили не все. И симфонию слушало не все население городов, а, может, одна десятая процента.

И у нас сейчас происходит некая подмена. Когда я говорю о музыке, то представляю музыку как некий специфический музыкальный жанр, а когда мне задает журналист вопрос о музыке, то он представляет, что на расстроенных гитарках на трех аккордиках поют какие-то песенки с матюгами. И вот меня спрашивают, какое на меня влияние оказал такой-то музыкант, который, конечно, нот не знал. Зачем ему ноты? В его музыке отсутствует то, что я вообще называю музыкой. Вообще. У него музыка - это какое-то вспомогательное средство, чтобы текст донести. Так же, как рапсоды, сказители былин, они тоже пели на трех нотах, которые никто не записывал, потому что ценности никакой в них не было. До нас дошли тексты Софокла, Еврипида и Эсхила, а музыка не дошла. Она нужна была для плебса, для исполнения, но не обладала художественной важной ценностью. Так и сейчас, когда меня спрашивают, какое на вас влияние оказал вот такой-то выдающийся рок-певец, я говорю: какое он мог оказать на меня влияние? Только если в плане самопродвижения. Как позиционировать себя, как отказываться давать интервью и ходить на телевидение и этим создавать имидж нонконформиста, презирающего СМИ.

- Удалось ли вам осуществить идею "медленного похоронного диксиленда"?

- К счастью, нет. Это было на самой заре моей творческой жизни. Я только начинал заниматься музыкой и играл на саксофоне очень много. Очевидно, музыка производила большое впечатление на моих соседей в рабочем поселке, в котором я жил, в Подмосковье. Они кидали мне камни в окно, били палкой в стену. У них никто не играл ни на каких инструментах, а тут какой-то человек с длинными волосами и бородой играет на саксофоне - это их страшно раздражало. Неподалеку от моего дома располагалось кладбище. И вот однажды пришли ко мне местные музыканты кладбищенские: "Слушай, мы хотим пригласить тебя у нас играть в похоронной команде". Меня эта идея, конечно, позабавила, но жена сказала: "Ни в коем случае". Потом я рассказал об этом ленинградскому музыкальному философу Ефиму Семеновичу Барбану, и он сказал: "Это очень интересная идея. Вот представь, что они отрепетируют "Когда святые маршируют" в темпе, медленнее в четыре раза, а ты будешь идти в процессии и играть фриджазовое соло. Получится интересный концептуальный проект". К сожалению, этого не произошло. Это из наших разговоров о Джоне Кейдже. У Кейджа много интересных задумок, но их реализация не обязательна.

rk.karelia.ru




Памятник жертвам политических репрессий в Мончегорске убирать не планируют

В Мончегорске решение об установке памятника "жертвам политических репрессий 30-50-х годов" было принято Советом депутатов города в 2013-2014 годах.


Исторической осады Кириллова в этом году не будет

Фестиваль "Кирилло-Белозерская осада" перенесен из-за реставрации монастыря.


В Коле пройдет ночной забег в пижамах

В Коле на набережной состоится забег "Сон в олимпийскую ночь". Он стартует 26 июня в полночь.


В Мончегорске для съёмок фильма задействуют вертолет

В Мончегорске и его окрестностях "Кинокомпания Гамма" планирует снимать 16-серийный фильм "Заполярный вальс" для телеканала "Россия".


Поэтессу Ольгу Фокину наградили Патриаршим знаком

Стали известны имена лауреатов премии "За вклад в развитие русской литературы". Награждение прошло в Москве. Палата попечителей ранее отобрала 7 претендентов. В число номинантов вошла и вологжанка Ольга Фокина. Она удостоилась Патриаршего знака.


14 июня 1969 года вышла первая серия легендарного мультфильма "Ну, погоди!"

В 1969 году в СССР вышла первая серия легендарного мультсериала "Ну погоди!". В основе сюжета лежит постоянно оканчивающаяся неудачей погоня Волка за Зайцем в надежде его съесть. В итоге Заяц всегда оказывается невредим, а Волк терпит неудачу. Режиссер классических серий Алексей Котеночкин, Волка и Зайца озвучивают Анатолий Папанов и Клара Румянова.


Легенда о возникновении Череповца принесла мастерам победу на фестивале скульптур

Стали известны имена победителей и призеров фестиваля деревянных фигур. Итоги озвучили 11 июня на площади Химиков, где образовалась выставка конкурсных работ. Главный приз в 100 тысяч рублей получила команда "Алмаз". В нее вошли Владимир Алманов из Марий Эл и Олег Хасанов из Кинешмы.


В Мурманске пройдёт II Арктический фестиваль урбан-арта «Рост»

Этим летом в столице Заполярья пройдёт II Арктический фестиваль урбан-арта "Рост". В нём примут участие художники из 9 регионов России.


6 июня 1904 года родилась актриса Татьяна Пельтцер

6 июня 1904 года в Москве в семье актера Ивана Пельтцера родилась Татьяна Пельтцер. В первый раз Татьяна вышла на сцену еще в 1913 году, исполнив небольшую роль в екатеринославской постановке «Камо грядеши».


4 июня 1962 года вышел первый номер киножурнала «Фитиль»

4 июня 1962 года на экраны вышел первый номер сатирического киножурнала «Фитиль». Главным редактором киножурнала долгие годы был поэт Сергей Михалков. Целью создания «Фитиля» стала борьба с негативными явлениями в жизни страны, такими как взяточничество, разгильдяйство, бюрократизм и расхищение государственного имущества и т. п.


История одной картины: Шура Капченко, Дед Мазай и Ленин

Одна из самых необычных и веселых работ вологодского художника и музыканта Александра "Шуры" Капченко представлена на выставке "Мое заветное" в Арт-галерее студии "Наш XXI век". Картина про "деда Мозая" (так у автора!) уже привлекла внимание как простых посетителей, так и коллег по цеху.


Презентация фильма об основательнице Леушинского монастыря прошла в Череповце

Документальную ленту об игуменье Таисии снял режиссер Валерий Татаров. Работа получила название "От Марии до Таисии" и включила 4 важнейших периода. Это учеба в Павловском институте, постриг в монахини, строительство и восстановление обителей Русского Севера, сохранение фресок Дионисия в Ферапонтово.


Фестиваль инструментального искусства пройдет в Кувшиново

Подобное мероприятие в Вологодском районе проводится впервые. Концерт получил название "Во славу русской балалайки", хотя прозвучат произведения также на домре, гармошке и баяне. Участниками станут творческие коллективы из Вологды, Вологодского и Кирилловского районов.


В Калининграде школьников подключили к раздаче тысяч георгиевских лент

Учащиеся будут заниматься этим до 9 Мая. В Калининградской области обещают раздать десятки тысяч георгиевских лент. Об этом в четверг, 28 апреля 2022 года, сообщили в правительстве региона.


29 апреля 1968 года состоялась премьера фильма "Три тополя на Плющихе"

29 апреля 1968 года состоялась премьера художественного фильма Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" по рассказу Александра Борщаговского "Три тополя на Шаболовке".


«Ночь музеев» в Кириллове откроет Валерий Баринов

Народный артист России презентует праздник, который состоится 17 мая.


Музей о православии при советской власти откроется в Череповце

Экспозиции будут работать в доме на Советском проспекте, 2 рядом с Воскресенским собором. Сейчас специалисты готовят постоянную выставку "Возьми свой крест". Можно будет узнать о сосланных и расстрелянных священниках. Экспонатами станут вещи репрессированных, поруганные иконы, спасенные от расправы православные книги.


Музеи трёх городов Калининградской области пообещали модернизировать

По Нацпроекту «Культура» туда должны поставить новейшее оборудование.


В Вологде состоялся закрытый показ фильма «Леденцовъ»

В кинотеатр "Ленком" вход был только по приглашениям.


Вологжанам сообщили дату традиционного «Дня лодки» в Устье

Конкурс лодочного мастерства в Усть-Кубинском районе в этом году планируют провести 15 и 16 июля, пишет местная газета "Северная новь". Он должен стать 22-м по счету с момента основания.


11 апреля 1964 года на экраны вышел «Я шагаю по Москве»

На экраны вышел фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», в котором героев сыграли Алексей Локтев, Никита Михалков, Евгений Стеблов, Галина Польских. Премьерным показом картины открылся самый большой в Европе кинотеатр «Россия» в Москве.


Финляндия из-за санкций задержала картины музеев из России

В Финляндии задержаны грузовики, перевозившие из Франции в Россию картины "Эрмитажа" и других российских музеев. Произведения искусства возвращались с миланской выставки "Гран Тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей".


В Кировске прошёл главный песенный форум Хибин

В Кировске завершился двухдневный традиционный фестиваль авторской песни "Кольские встречи".


7 апреля 1970 года на телеэкраны вышел фильм «Адъютант его превосходительства»

На центральном телевидении состоялась премьерателевизионного пятисерийного остросюжетного фильма «Адъютант его превосходительства».


6 апреля в 1971 году группа "Роллинг Стоунз" образовала собственную фирму грамзаписи

6 апреля 1971 года британская группа "Роллинг Стоунз" образовала собственную фирму грамзаписи – Роллинг Стоун Рекордс.


В Мончегорске устроят Nord Beach Party

9 апреля на озере Лумболка в Мончегорске устроят пляжную вечеринку Nord Beach Party.


2 апреля в 1805 году родился Ганс Христиан Андерсен, писатель, поэт, драматург

2 апреля 1805 года в датском Оденсе в семье башмачника и прачки родился Ганс Христиан Андерсен, писатель, поэт, драматург.


В «Ленкоме» покажут фильм о становлении Вологды

Показ документально – игровой ленты "От волока до Вологды" состоится 2 апреля.


30 марта 1970 года на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни»

30 марта 1970 года на экраны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Картина снята на ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия) на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм», по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым.


29 марта 1959 года впервые на экраны вышел фильм "В джазе только девушки"

На экраны США вышел фильм режиссера Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» с Мэрилин Монро, Тони Кёртисом и Джеком Леммоном в главный ролях.


28 марта 1868 года родился русский писатель и публицист Максим Горький

28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде родился русский писатель и публицист, основоположник социалистического реализма Максим Горький.


25 марта 1974 года на экраны вышел легендарный фильм "Калина красная"

25 марта 1974 года состоялась премьера фильма "Калина красная", который поставил режиссер Василий Шукшин. В фильме снимаются Василий Шукшин, Лидия Федосеева Шукшина, Георгий Бурков, Иван Рыжов, Лев Дуров, Мария Виноградова и другие.


Художники-импрессионисты пишут картины в Ковдоре

В Ковдоре в эти дни проходит уникальное культурное мероприятие – пленэр Заслуженных художников России "Гиперборейский травелог".


22 марта в 1915 году родился народный артист СССР Георгий Жженов

«Самое выносливое существо на свете - человек! – утверждал народный артист СССР Георгий Жженов. - Чего только ему не приходилось преодолевать: голод, холод, болезни, одиночество!.. Зверь гибнет - человек живет!.. Вся история народа российского есть бесконечная борьба за жизнь, за выживание...».


Финский актёр закрыл свой «советский ресторан» в Хельсинки

Новый резидент Арктической зоны РФ развлечет гостей катанием на оленях

Туроператор о потоке гостей в Заполярье: Хуже, чем в прошлом году

На выпускной в Коле «закроют» набережную и запретят торговлю спиртным

Лось на коленях попал в фотоловушку заповедника Пасвик

Памятник жертвам политических репрессий в Мончегорске убирать не планируют

Производитель «Старого Кёнигсберга» сократил выпуск продукции

Череповчанин купил кусачки ради кражи велосипеда

Исторической осады Кириллова в этом году не будет

Сайт Законодательного собрания Вологодской области подвергся ddos-атаке

В Балтийске начали подъём затонувшей у пляжа платформы из Голландии

Вандалы разгромили спортплощадку в Долине Уюта



Вологжанин сдал в металлолом КАМАЗ приятеля

В Калининградской области решили готовиться к приёму больных холерой

Под Кандалакшей обнаружили нелегальную свалку строительного мусора

Налоговые каникулы продлены до 2025 года

Пара куликов поселилась в Мончегорске

В Калининграде проверяют зоопарк, где укусили 2-летнюю девочку

Лайнер «Принцесса Анастасия» ушёл из Мурманска


Из петербургского зоопарка хотят изъять незарегистрированных енотов и белок

В Курортном районе Петербурга установлены нарушения в зоопарке "Радуга" в Зеленогорском парке культуры и отдыха, сообщили "Росбалту" в пресс-службе прокуратуры города.



Памятник жертвам политических репрессий в Мончегорске убирать не планируют

В Балтийске начали подъём затонувшей у пляжа платформы из Голландии

В Коле пройдет ночной забег в пижамах

Североморцы отрабатывают противолодочную оборону в Баренцевом море

В Мурманской области откроются инженерные классы

В музей Полярного передадут на хранение Меч Победы

14 июня 1969 года вышла первая серия легендарного мультфильма "Ну, погоди!"

Легенда о возникновении Череповца принесла мастерам победу на фестивале скульптур

Российским экспортёрам облегчили жизнь

Экс-инспектор ДПС получил срок за нападение на подростка в Мурманске

Производитель водки Finlandia потерял 52 млн долларов

Более полумиллиона цветов украсят Череповец в этом году

Под Кандалакшей обнаружили нелегальную свалку строительного мусора

Налоговые каникулы продлены до 2025 года

В Калининградской области решили готовиться к приёму больных холерой



Лось на коленях попал в фотоловушку заповедника Пасвик

Исторической осады Кириллова в этом году не будет

Мурманск получил 49 новых автобусов и троллейбусов

Апатитский мини-приют «Дача» обзавёлся новым вольером

Североморцы отрабатывают противолодочную оборону в Баренцевом море

Провал на новом асфальте в Никеле скоро устранят

Молодой человек спрыгнул с моста в реку

Капремонт художественной школы в Мурманске закончат к сентябрю

Памятный знак в честь 350-летия с дня рождения Петра I открыли в Устюге

Легенда о возникновении Череповца принесла мастерам победу на фестивале скульптур

Сирота из сокольского техникума помирился с избившими его боксерами

Киноконцертный зал горел в Вытегре

В Нестеровском районе попросили перекрасить сине-жёлтую остановку

Длинные выходные ждут россиян

Более полумиллиона цветов украсят Череповец в этом году



(С) Медиапортал "Вокруг Петербурга", дайджест событий Северо-Запада России. 2020

При использовании материалов ссылка на источники информации обязательна. Некоторые материалы
сайта могут содержать информацию только для лиц старше 18 лет. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов материалов. Редакция имеет право не вступать в переписку с читателями.

На главную   Вокруг Петербурга ТВ   Вокруг Петербурга Радио   О нас   Рекламодателям   Контакты