20 сентября 2020
воскресенье

Вокруг Петербурга

Сообщить
информацию

Главное Политика Общество Происшествия Культура История Спорт Погода

Тридцать восемь с половиной минут

14.10.2019 12:00


Американский композитор Джон Кейдж в сочинении "4,33" заставил публику слушать тишину 4 минуты 33 секунды. Саксофонист и импровизатор Сергей Летов за 38 с половиной минут смог представить краткий курс истории музыки от античности до наших дней.


Тридцать восемь с половиной минут


Сергей Летов дал сольный концерт в клубе "Убежище" в Петрозаводске. За 38 с половиной минут Сергей Летов смог представить краткий курс истории академической музыки, рассказать о системах конфликта поэта и общества в разные эпохи и дать картину современной жизни в искусстве. Кроме того, мы узнали о том, как Сергей Курехин провоцировал Летова прыгать с саксофоном через планку на секретных Олимпийских играх и о том, как музыканта приглашали стать участником кладбищенской музыкальной команды.

Сергей Летов - музыкант, саксофонист, композитор, импровизатор. Был участником знаменитой "Поп-механики" Сергея Курехина, играл с братом Егором Летовым в его группе "Гражданская Оборона", писал музыку к фильмам и спектаклям, снимался в кино. В разное время работал с музыкантами Алексеем Борисовым и Иваном Соколовским, группой "ДК", Валентиной Пономарёвой, группой EXIT project, "Рада и Терновник".

- Композитор Джон Кейдж в 1952 году написал сочинение "4,33", во время исполнения которого не издается ни звука. Сейчас такое возможно?

- Я думаю, возможно. Все зависит от контекста, от того, что ситуация требует от художника или музыканта. Если ты играешь в баре, например, с названием Depeche Mode, где звучит с утра до ночи музыка группы Depeche Mode, то у тебя немножко другая художественная задача. За барной стойкой продолжается распитие разной крепости напитков, люди разговаривают, с девушками знакомятся. Наверное, исполнять "4 минуты 33 секунды" будет в этом баре не совсем правильным решением. Произведение просто не заметят, что невозможно для деконструкции Джона Кейджа, который, по сути, ведь не художник. Это инженер, который увидел, что академическая европейская музыка сплошь состоит из условностей и чудовищных пережитков прошлого. Для человека, жившего на Диком Западе, в Америке, все эти условности кажутся отжившими и нелепыми. И достижения Джона Кейджа связаны с доведением до абсурда той условной академической европейской музыки, которая существовала в середине ХХ века. Он деконструктор, разрушитель. У Джона Кейджа очень интересно читать ремарки, сами его сочинения, но слушать его не очень интересно. Ему поклоняются люди, которые хотят что-то разрушить, сломать, поломать, выскочить из традиции, системы. Если традиция чужда, надо ее отринуть - вот ситуация Джона Кейджа.

- Вы были участником группы "Поп-механика" Сергея Курехина. Он тоже мог позволить себе быть деконструктором?

- Ситуация Сергея Курехина была иной. В 1980-е годы советская художественная жизнь совершила практически полный оборот - Советский Союз заканчивался. Ощущение близящегося конца еще не осознавалось советскими людьми, им казалось, что будет новый виток, что мы подошли к какой-то точке и начнется что-то другое. Но этот карточный домик распался. Задача Курехина заключалась в постмодернистском глумлении над условностями позднесоветской системы. Это, по сути, концерт 10 ноября ко Дню милиции, в котором перепутаны коды. Песня "Партия - наш рулевой", которую исполнял Георг Отс, звучит не в том порядке, с матросским танцем "Яблочко" и шутками каких-нибудь юмористов. Всё нарушено. И в этом нарушении содержится иронический взгляд с небольшим чувством превосходства, но достаточно веселый и беззлобный. Вот это - "Поп-механика", карнавал расставания с иллюзиями большого стиля, который уже не воспринимается как что-то родное, а воспринимается как нечто уходящее в прошлое. Есть параллели между Кейджем и Курехиным, но они находились в разных ситуациях. У Кейджа были иллюзии, напоминающие движения современных экологистов, он грибы собирал, увлекался модным дзен-буддизмом, а сейчас девушки фотографируются в полуголом виде и дзен-буддистские цитаты посылают в "Инстаграм". Та или иная степень модной элитарности преходяща.

- На одном из выступлений "Поп-механики" Сергей Курехин решил, что музыканты должны не только играть музыку, но и прыгать в высоту. Вы решились бы прыгать с саксофоном?

- Я ужасно боялся. Дело в том, что Курехин мне сказал, что это секретные Олимпийские игры, надо прыгать. У меня был альт-саксофон, было жалко его. Дело в том, что Курехин умудрился внушить мне, что обязательно надо прыгать. Другие-то музыканты прыгали! Например, братья Сологубы. Точно знаю, что Витя Сологуб прыгал в высоту, падал на мат. Если бы я так прыгал с саксофоном, от него бы ничего не осталось. Курехину важно было не то, прыгну я или нет, а важно было создать во мне ощущение страха. Разрушить во мне концертную ситуацию: вот человек выходит на сцену, играет и, довольный, уходит со сцены. Курехину важнее было поставить человека в сложное положение и посмотреть, что он будет делать в крайне дискомфортном тревожном состоянии. Вообще "Поп-механика" в значительной степени - это психическое испытание. И не всегда только для публики, но зачастую и для артистов. И таких историй было немало. Например, мы выступали в одном из концертов, где была укротительница удавов, и она была беременна, на 6-м или 7-м месяце, а удав весил 80 кг. И она говорила, вот сейчас рожу на сцене - будет вам. У этих удавов, помню, пластырем медицинским были завязаны пасти, чтобы они никого из нас не погрызли. "Поп-механика" - это была некая борьба со смыслом, здравым смыслом, психическим здоровьем и вообще комфортным состоянием человека.

- Что-нибудь новаторское сейчас происходит в музыке?

- Сейчас для существенного круга музыкантов, которым тесновато в рамках поп-культуры, наступили нелегкие времена. С 1950-х и до второй половины 80-х годов было время модернизма. Были прямые аналогии между изобретательством, миром науки и движением в мир искусства. Можно было говорить об авангарде. Эта модель не работает в нашем случае, потому что современное общество никуда не идет, оно топчется на месте. Может ли у него быть авангард? Топтание на месте или бессмысленный бег по кругу. Поэтому, наверное, сейчас и фигуры вроде Курехина или Джона Кейджа были бы неуместны. Во всяком случае, не вызывали бы того ажиотажа и энтузиазма, как 30-40 лет назад.

После 1985 года фри-джазовые музыканты в США уже не воспринимаются как авангард джаза. Их перестают приглашать на джазовые фестивали. Они уже в подполье, уже это музыка не для всех. Как говорят женщины, кино на любителя. Властителям дум уже понятно, что это никакой не авангард, за которым будут пристраиваться окружающие. Началось движение в сторону слушателя, что ли. Уже артисты никуда никого не ведут. У них отсутствуют принципиально новые идеи, которые они могут навязать обществу как значимые. Через 10 лет это произошло и в Европе. Во второй половине 1990-х музыканты-новаторы начинают заменяться на этнических музыкантов. Можно перетасовать колоду карт, и у нас будет одновременно и сибирский шаман, и африканский барабанщик, индонезийский гамелан и какой-нибудь аккордеонист с Корсики. Они найдут общий язык и позабавят на какой-то момент публику. Вот в чем разница. Если раньше это революционная борьба была, то теперь это - позабавить публику.

Многие музыканты хотят, чтобы все это вернулось, чтобы можно было бы заниматься своими художественными экспериментами. И чтобы общество продолжало оплачивать это, как в 1950-70-х годах. Чтобы о них писали в газетах, показывали по ТВ, и они были в центре устремлений общества. Но, к сожалению, время прошло. Общество никуда не стремится. Вряд ли повышение благосостояния и уменьшение платы за квартиру могут стать какой-то гигантской целью, ради которой нужно чем-то жертвовать. Интересы стали частными, все приземлилось, уменьшилось. И мы возвращаемся из глобальной эпохи романтизма в эпоху ремесленничества.

- Что это значит?

- У романтиков существовало представление о том, что есть поэт, а есть чернь. Поэт - пророк, общество не может его понять, только после его смерти люди осознают, с каким гением они дышали одним воздухом и жили в одной стране. Вот это романтическая концепция. А есть другая концепция, где композитор - это ремесленник. У него 21 ребенок, детей нужно содержать, поэтому нужно писать кантаты, репетировать с хором и оркестром и представлять их каждую неделю. И при этом еще что-то писать, заниматься с учениками. Это история Иоганна Себастьяна Баха, композитора-ремесленника. А XIX век - это уже другой конфликт. Поэт стоит выше черни, ему всё можно. Ему можно иметь четырех детей, которые нарожала ему жена дирижера, и своего коммивояжера, который представляет его оперы. Это история Рихарда Вагнера. Ему можно занимать деньги и не отдавать их, давать ложные советы королям. Всё равно он великая личность, а публику он презирает.

Сейчас мы, мне кажется, возвращаемся в ту позу ремесленника, которая была в предромантическую эпоху, когда композитор был слугой, одевался в ливрею, музыканты одевались во фраки, это одежда слуг. Мы возвращаемся в эпоху, когда музыкант - это человек из сферы обслуживания: олигархи заказывают, он создает. Или, допустим, дружит с министром чего-то и тот может заказать ему что-нибудь полезное. Или про уменьшение выбросов диоксида углерода в атмосферу. Или какую-нибудь оперу, которая прославляла бы отказ от одноразовой пластиковой посуды или говорила бы о повышение толерантности. Например, музыкальное сочинение, в котором отражались бы идеи основных миграционных потоков (ислама, буддизма). На это можно получить неплохой общественный заказ.

- О чем бы сейчас писал, например, Виктор Цой?

- Я не знаю, что было бы с человеком, если бы. Все случилось именно так. В современном обществе человек сильно зависит от государства, от институций. Есть такое представление, что музыкальное искусство делится на три больших сегмента: классическая музыка, поп-музыка и саунд-арт. По принципу, где живет музыка и чем кормится музыкант. Академическая музыка где живет? В консерваториях. Кто кормит? Министерство культуры. Зависит ли оно от слушателя? Нет. Главное, поддерживать людей, которые там кормятся, в определенных рамках и не пускать посторонних. Второй сегмент - широко понимаемая поп-музыка. Это музыка, которая зависит от слушателя. Слушатель платит деньги, и это является для музыканта основным источником его дохода. Сюда же попадают рок и джаз, потому что они получают в современном обществе доходы от проданных билетов и пластинок. Здесь могут быть и радикальные авангардисты, которые тоже не находятся у того корытца, в котором чиновники переправляют им средства. И третий вид - саунд-арт. Он живет в картинных галереях. Там музыкантов снабжает мир искусства. Это особый вид художества, в котором важна не форма, а фактура. Многим саунд-арт мог бы показаться авангардным видом творчества, но он не является таким на самом деле. Это просто заполнение определенной ниши.

- Часто ли вам приходилось испытывать катарсис на концертах?

- Связано ли состояние музыканта на сцене, его переживание, с качеством музыки, которую он создает? Не сказал бы, что между этими двумя сторонами реальности существует связь. В нашем обществе, где рефлексия по поводу искусства и музыки очень ограничена у рядового слушателя, я поясню: большинство считают, что тот, кто поет песню, ее и сочинил.

Проблема в том, что русская культура во многом логоцентрична. Наиболее важным в культуре является слово. Будет это слово произнесенным или спетым - не так, собственно, и важно. И человек часто не различает авторов. Если слово пропето, неважно в каком качестве, то оно может превратиться во что-то очень важное и восприниматься как музыка, даже если музыкальных достоинств особо нет. Я не сказал бы, что русская культура специальная. Мы просто являемся наследники античной культуры, в которой тоже логос был во главе всего. Исторически, когда представляли трагедии Софокла, Еврипида и Эсхила, актеры ничего не декламировали. Они пели и танцевали. Древнегреческая трагедия - это мюзикл того времени. И важная деталь: трагедию смотрело все население города. Это был не элитарный жанр, для умных, всё свободное население вмещалось. Какое искусство сейчас смотрело бы абсолютное большинство народа? Это концерт ко Дню милиции. Там есть всё. И матросский танец "Яблочко", и выступление артистов и певцов. Уже потом в среде европейских аристократов родилось представление о музыке как особом жанре искусства. Развилось оно в определенном смысле под влиянием церкви. В церковной музыке текст ничего не значил, он был один и тот же все время, да еще на латыни, непонятном языке. Постепенно его значимость исчезла. И в результате возник отдельный жанр музыки для высоколобых любителей, для аристократов. Это ситуация академической музыки в XVII- XVIII веках. В оперу XVII века ходили не все. И симфонию слушало не все население городов, а, может, одна десятая процента.

И у нас сейчас происходит некая подмена. Когда я говорю о музыке, то представляю музыку как некий специфический музыкальный жанр, а когда мне задает журналист вопрос о музыке, то он представляет, что на расстроенных гитарках на трех аккордиках поют какие-то песенки с матюгами. И вот меня спрашивают, какое на меня влияние оказал такой-то музыкант, который, конечно, нот не знал. Зачем ему ноты? В его музыке отсутствует то, что я вообще называю музыкой. Вообще. У него музыка - это какое-то вспомогательное средство, чтобы текст донести. Так же, как рапсоды, сказители былин, они тоже пели на трех нотах, которые никто не записывал, потому что ценности никакой в них не было. До нас дошли тексты Софокла, Еврипида и Эсхила, а музыка не дошла. Она нужна была для плебса, для исполнения, но не обладала художественной важной ценностью. Так и сейчас, когда меня спрашивают, какое на вас влияние оказал вот такой-то выдающийся рок-певец, я говорю: какое он мог оказать на меня влияние? Только если в плане самопродвижения. Как позиционировать себя, как отказываться давать интервью и ходить на телевидение и этим создавать имидж нонконформиста, презирающего СМИ.

- Удалось ли вам осуществить идею "медленного похоронного диксиленда"?

- К счастью, нет. Это было на самой заре моей творческой жизни. Я только начинал заниматься музыкой и играл на саксофоне очень много. Очевидно, музыка производила большое впечатление на моих соседей в рабочем поселке, в котором я жил, в Подмосковье. Они кидали мне камни в окно, били палкой в стену. У них никто не играл ни на каких инструментах, а тут какой-то человек с длинными волосами и бородой играет на саксофоне - это их страшно раздражало. Неподалеку от моего дома располагалось кладбище. И вот однажды пришли ко мне местные музыканты кладбищенские: "Слушай, мы хотим пригласить тебя у нас играть в похоронной команде". Меня эта идея, конечно, позабавила, но жена сказала: "Ни в коем случае". Потом я рассказал об этом ленинградскому музыкальному философу Ефиму Семеновичу Барбану, и он сказал: "Это очень интересная идея. Вот представь, что они отрепетируют "Когда святые маршируют" в темпе, медленнее в четыре раза, а ты будешь идти в процессии и играть фриджазовое соло. Получится интересный концептуальный проект". К сожалению, этого не произошло. Это из наших разговоров о Джоне Кейдже. У Кейджа много интересных задумок, но их реализация не обязательна.

rk.karelia.ru




Арктический театр в октябре откроет двери для мурманчан

В Мурманске Арктический театр откроет двери для зрителей в октябре. Как СеверПост сообщил режиссер культурного учреждения Евгений Гоман, точное открытие будет зависеть от распространения коронавируса в городе.


Преподаватель ВоГУ сыграл помещика в документальном фильме

Доцент кафедры химии Дмитрий Кривошеев вошел в роль и был убедительным на съемочной площадке.


Вышел фильм о легендарном подводнике-новаторе

Вышла шестая серия из цикла коротких документальных фильмов о Великой Отечественной войне в Заполярье. На этот раз журналисты рассказали о Магомете Имадутдиновиче Гаджиеве.


Ковдорские артефакты покажет РЕН ТВ

Ковдор – столицу Гипербореи посетила съёмочная группа федерального канала РЕН ТВ, который входит в первую пятёрку главных каналов страны.


В Вологде археологи нашли сруб дома XVI века

Раскопки начались в начале лета, к ним даже привлекались волонтеры. Освоение этого участка в центре города началось где-то во второй половине XV века. Так как там было болото, то люди селились вокруг. На уровне XVI веке на одной части раскопа был найден сруб, а на второй построек нет, если не считать колодец, пишет сайт "Настоящая Вологда".


«Идем в кино»: всероссийская акция затронет и Вологодский регион

Цель проекта - привлечь в залы зрителей после полугода карантина и показать, что при сохранившейся коронавирусной угрозе, ходить в кино – безопасно.


На открытие сезона в Калининградский драмтеатр пустят ползала

Там ввели новые правила рассадки зрителей. Из-за пандемии коронавируса в Калининградском областном драматическом театре ввели новые правила продажи билетов и заполнения зала. Об этом в начале сентября 2020 года сообщили в самом учреждении культуры.


Музей-квартира Василия Белова в Вологде отмечает свой первый юбилей

Приказ о создании музея был подписан 5 лет назад. Торжественное открытие состоялось в конце октября 2015 года. Учреждение культуры расположилось в доме на Октябрьской, 10.


В Вологде состоялся первый спектакль после отмены карантинных мер

Прошел он на летней сцене Дома актера. Запрет на работу театров длился почти пять месяцев. Все это время актеры вынуждены были сидеть без работы, отменили даже репетиции. И причина этому - распространение коронавирусной инфекции.


Мурманский городок «Сказка» открывается

Детский городок "Сказка" в Мурманске вновь открывается для посещения. Он был закрыт во время введения ограничительных мер по коронавирусу.


Фонарь кукольников переехал на новое место

В парке у нового здания Мурманского областного театра кукол приступили к монтажу фонаря.


Михайловский театр откроет новый сезон премьерой балета "Коппелия"

Михайловский театр в Петербурге откроет 188-й сезон премьерой балета-комедии "Коппелия". Как сообщили в учреждении, зрители смогут увидеть постановку в начале октября.


Поселения тысячелетней давности нашли археологи в Новгородской области

В Новгородской области археологическая экспедиция НовГУ обнаружила следы двух поселений, существовавших в регионе в конце первого тысячелетия нашей эры — примерно во времена крещения Руси. Как пишет "Интерфакс" со ссылкой на руководителя экспедиции Елену Торопову, памятники открыли во время разведочных работ.


2 сентября 1926 года родился Евгений Леонов

Его любили зрители. Все, без единого исключения. Стоило только увидеть добродушие на его лице, или услышать неповторимый тембр голоса Евгения Леонова, как все расплывались в улыбке. Но то, что нравилось зрителю, приносило артисту много страданий. Его улыбка была настоящей маскировкой скрытых комплексов, страхов и сомнений. В его творческой биографии отсутствуют отрицательные персонажи, он не воспринимал зло ни в каком виде. Он был твердо уверен, что люди нуждаются в доброте, и старался дать ее как можно больше.


5-метровый портрет Василия Белова украсил стену одного из домов на улице Фрязиновской в Вологде

С 10 утра до 6 вечера художник Олег Иванов работал на Фрязиновской, 27а. Такая работа для него в новинку. Он пишет картины, занимается оформлением интерьеров, но, говорит, возник порыв души - сделать что-то для города.


В Заполярье объявлен второй конкурс грантов на современное искусство

В Мурманской области пройдет второй конкурс на получение губернаторского гранта в области современного искусства. Стать участниками могут все северяне, которые достигли совершеннолетия.


На стадионе "Калининград" открыли фестиваль «Короче»

В Калининграде, на стадионе построенном к Чемпионату мира по футболу, начался фестиваль короткометражного кино “Короче”. Об этом утром в субботу, 22 августа 2020 года, сообщили в правительстве региона.


Уникальный туристический маршрут презентовали в Вологодском районе

"Три века Кубенозерья" - маршрут включает исторические места, храмы и памятники, экскурсии по музеям и мастер-классы.


Кино в «Эпицентре» вновь набирает популярность в Калининграде

В Калининграде во вторник, 18 августа 2020 года, вновь после долгого перерыва из-за коронавируса открылся многозальный кинотеатр в ТРК "Эпицентр" на улице Профессора Баранова.


Потайную дверь нашли в старинном доме в центре Устья

Здание на улице Коммунаров, 1 снискало славу одного из самых красивых объектов культурного наследия в районном центре. Дом Никуличевых выкупил вологодский архитектор Иван Магарев.


Бал под открытым небом прошел в усадьбе Спасское-Куркино

В старинном поместье сегодня звучали скрипки, нарядные люди кружились в танце. Также были открыты выставки и фотозоны. Так прошел ежегодный фестиваль "Дворянских звезд заветные аллеи". Он проводится уже в третий раз.


Граффити украсили будки электриков в Череповце

Художники нарисовали Октябрьский мост и Ивана Милютина. Рисунки появились двух будках на Октябрьском проспекте.


Из-за коронавируса фестиваль викингов «Кауп» изменил формат

Скандинавская крепость в Калининградской области открывает ворота для гостей в субботу и в воскресенье, 8 и 9 августа.


На реконструкцию блокгауза Фридландских ворот выдали 8,3 млн рублей

Подрядчику поручат сохранить объект культурного наследия так, чтобы открыть фортификационное сооружения 19-го века.


В вологодском аэропорту снимут фильм о катастрофе 1981 года

Фильм-катастрофа "Одна" о пассажирке, чудом выжившей после столкновения двух самолетов и падения с высоты более 5 км, будут снимать в аэропорту Вологды. Об этом рассказал сайту "Культуромания" режиссер будущей ленты Дмитрий Суворов.


25 июля 1959 года родился писатель и режиссер Василий Шукшин

25 июля 1959 года в алтайском селе Сростки в крестьянской семье родился Василий Шукшин. Согласно ряду исследований, предки Шукшина имели мордовские корни и в середине XIX века перебрались на Алтай из Самарской губернии.


Малыши могут приготовить варенье для Карлсона

В этом году исполняется 65 лет повести шведской писательницы Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".


В Хибинах снимут комедию «Молоко»

Режиссёр Карен Оганесян приступил к съёмкам новой комедии "Молоко". Часть картины планируется снять в Мурманской области.


В Калининград из Санкт-Петербурга привезли старинные шахматы из янтаря

Фигурки и доску из солнечного камня 8 лет реставрировали лучшие мастера России.


15 июля 1959 года состоялась премьера фильма «В джазе только девушки»

15 июля 1959 года состоялась премьера фильма Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее», также известного как «В джазе только девушки». Главные роли в картине исполнили Мэрилин Монро, Тони Кертис и Джек Леммон.


12 июля года 1957 года состоялась премьера фильма "Старик Хоттабыч"

Летом 1957 года на экраны кинотеатров страны впервые вышла картина "Старик Хоттабыч" производства киностудии "Ленфильм". Режиссер Геннадий Казанский экранизирует одноимённую повесть Лазаря Лагина.


3 июля 1963 года была выпущена комедия «Три плюс два»

3 июля 1963 года выпущена широкоэкранная комедия «Три плюс два» режиссера Генриха Оганисяна по пьесе Сергея Михалкова «Дикари» (производство киностудии им. М. Горького и Рижской киностудии). Главные роли в этом фильме исполнили Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Андрей Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов.


27 июня 1961 года состоялась премьера кинокомедии "Полосатый рейс"

На экраны вышел фильм "Полосатый рейс", поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1961 году режиссёром Владимиром Фетиным. Картина является лидером советского кинопроката 1961 года, за год ее посмотрели 45,8 млн зрителей. Кинокартина получила «Серебряный приз» международного кинофестиваля детских фильмов в Калькутте в 1973 году.


Мурманская библиотека заказала книг на 870 тысяч

Мурманская областная научная библиотека на сайте госзакупок разместила тендер на поставку издательской продукции. На это из областного бюджета выделено 870 тысяч рублей.


Питомник «Улыбка Аляски» пишет заявление в полицию на соседей-фермеров

Помывших обувь у храма в Калининграде будут судить

Вологжане просят завесить банером фасад школы №1

Дорожники в Мурманске изуродовали тротуары

Новые памятные доски погибшим воинам-афганцам открыли в Череповце

Жители Светлогорска сообщили о массовой гибели туй

Ту-142 Северного флота пролетели над морями 10 тысяч километров

Арктический театр в октябре откроет двери для мурманчан

Череповец озеленяют туями

Мурманчане жалуются на вырубку деревьев во дворах

В Калининграде грибы пробили асфальт

Преподаватель ВоГУ сыграл помещика в документальном фильме



Под вторым эстакадным мостом Калининграда запретили качели-«тарзанку»

В Череповце начался сбор сладостей для одиноких пенсионеров

Скандал в Калининграде: чеченцы помыли ботинки в православном источнике

В России объявлен конкурс на лучшее использование Мавзолея Ленина

Череповчан приглашают на экскурсию на строящийся мост через Шексну

Карту проблемных участков сетей ливневой канализации составили в Вологде

Под Балтийском нашли более 800 снарядов, гранат, мин, авиабомб


Из петербургского зоопарка хотят изъять незарегистрированных енотов и белок

В Курортном районе Петербурга установлены нарушения в зоопарке "Радуга" в Зеленогорском парке культуры и отдыха, сообщили "Росбалту" в пресс-службе прокуратуры города.



Жители Светлогорска сообщили о массовой гибели туй

В Калининграде грибы пробили асфальт

Вышел фильм о легендарном подводнике-новаторе

Карту проблемных участков сетей ливневой канализации составили в Вологде

Двух судей в Калининградской области наказали

Сократилась добыча трески в Северном бассейне

В Череповце начался сбор сладостей для одиноких пенсионеров

Музей-квартира Василия Белова в Вологде отмечает свой первый юбилей

Остров Канта в Калининграде открыли для всех

Фонарь кукольников переехал на новое место

Поселения тысячелетней давности нашли археологи в Новгородской области

Лаборатория «Кванториума» открылась в Североморске

13 ружей и более 140 патронов сдали вологжане росгвардейцам

Атомоход «Арктика» сдадут Атомфлоту в сентябре

Новый митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершит первую службу на Успение Богородицы



Новые памятные доски погибшим воинам-афганцам открыли в Череповце

Череповец озеленяют туями

Арктическая группировка СФ вошла в Восточно-Сибирское море

Скандал в Калининграде: чеченцы помыли ботинки в православном источнике

Карту проблемных участков сетей ливневой канализации составили в Вологде

В Мурманске горожане принялись сами чинить дороги

Аллею туй высадят в череповецком сквере чернобыльцев

«Идем в кино»: всероссийская акция затронет и Вологодский регион

Белый аист залетел на Кольский север

Музей-квартира Василия Белова в Вологде отмечает свой первый юбилей

Мурманчане возмущены вырубкой деревьев на Кольском проспекте

В Калининграде закроют проход у Нижнего пруда

На Лесопарковой в Калининграде запрещают застройку участка 6-этажными домами

Мурманчане голосуют за перевыборы городского Совета

Лаборатория «Кванториума» открылась в Североморске



(С) Медиапортал "Вокруг Петербурга", дайджест событий Северо-Запада России. 2020

При использовании материалов ссылка на источники информации обязательна. Некоторые материалы
сайта могут содержать информацию только для лиц старше 18 лет. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов материалов. Редакция имеет право не вступать в переписку с читателями.

На главную   Вокруг Петербурга ТВ   Вокруг Петербурга Радио   О нас   Рекламодателям   Контакты